МиГ-3
МиГ-3 – высотный, одномоторный, одноместный истребитель-перехватчик, созданный в ОКБ №155 Микояна и Гуревича в годы войны. Был оборудован двигателем АМ-35А с взлетной мощностью 1350 л.с. Причиной появления модели была необходимость расширения радиуса полета. Для одномоторных моделей он должен был достигать не менее 1000 км, дополнительный запас топлива находился внутри истребителя в баках.
В целом на МиГ-3 были устранены недостатки предшественника Миг-1, но все устранить не удалось. Сохранилась большой посадочная скорость (не менее 144 км/час), на малых высотах маневренность была слабой, а радиус виража был большим. Однако при подъеме на высоту свыше 6 км истребитель по маневренности опережал многие другие машины. Для выполнения виража самолету требовалось 26-27 секунд. Несмотря на то, что вес истребителя был немалым, скорость его у земли превышала 500 км, а на высоте свыше 7 км могла доходить до 640 км/час, что делало его в тот момент мировым рекордсменом из серийных самолетов. Но основные бои чаще проходили на низких и средних высотах, где показатели маневренности Миг-3 были значительно хуже. Именно эта причина и слабое, в сравнении с другими машинами такого класса, вооружение стали основанием для того, чтобы серийный выпуск машины был остановлен в 1942 году.
Хотя МиГ-3 считался высотным самолетом, набираемый им потолок напрямую зависел от герметичности кабины. В 1940 году завод, на котором выпускался самолет, получил задание разработать герметичную кабину. За ее создание взялся инженер завода А.Ю. Щербаков. были готовы три проекта кабины, ни один из них не был реализован из-за начала войны и эвакуации завода.
Плюсом данной модели являлись ее ремонтные свойства, практически все детали были взаимозаменяемы, из нескольких поломанных машин вполне реально было собрать рабочий самолет. В момент передачи МиГ-3 на вооружение он относился к числу лучших в мире перехватчиков.
На острове Мэн в 1995 году истребитель был увековечен в серебряной монете достоинством в 25 пенсов, для ее выпуска применялся и медно-никелевый сплав.
Участие Миг-3 в военных действиях
Во время Великой Отечественной войны самолет использовали в разных вариантах.
Возможность подъема в небо до 12 км и высокая скорость на высоте свыше 5 км помогали пилотам вести успешные бои с разведчиками и бомбардировщиками армии противника.
В начале войны в армии самолетов МиГ-3 было больше, чем других истребителей, многие пилоты были переучены на них, но не все. Из-за недостаточного освоения истребителя летчиками использовать его в полной мере не могли в отличие от И-16, история которого началась в 1933 году. И-16 был небольшим, хорошо защищенным от лобовой атаки, самолетом с высокой маневренностью. Его техническое обслуживание было несложным. МиГ-3, напротив, отличался сложностью управления и низкой маневренностью на малых и средних высотах.
Известный в те времена испытатель С. П. Супрун предложил образовать два полка из летчиков, хорошо знакомых с машиной Миг-3. Многие недостатки пилотирования были в результате этого устранены, но один, довольно существенный, так и остался – на небольшой высоте самолет находился в проигрышном положении в сравнении с Яками, Лагами и немецкими истребителями. Низкая боеспособность на основных уровнях ведения боя и слабое вооружение не позволяли использовать МиГ-3 в качестве сражающейся машины, но, в то же время, использование самолета в частях ПВО было вполне оправданным, так как его преимущества в скорости и высокий потолок выделяли его среди других боевых средств. Истребитель применяли до конца войны для охраны подступов к Москве.
Несмотря на мнение о самолете как о плохо вооруженной машине, его использовали на фронтах. В 1941 году его применяли в качестве истребителя-бомбардировщика, устанавливая на его крылья по шесть - восемь РС-82 или по два ФАБ-50. Самолеты МиГ-3 являлись единственными из новых конструкций, которые уже до войны были снабжены бомбодержателями и доведенной системой сбрасывания. Оправдало себя также применение истребителя в качестве разведчика.
Плохо было то, что ни на модель Миг-1, ни на МиГ-3 невозможно было установить пушку через редуктор двигателя, такова была его конструкция. Но в целом, треть выпущенных самолетов имела на вооружении 2-3 крупнокалиберных пулемета БС и БК, кроме ШКАС, батареи РС-82 и пушки ШВАК.
В первые два года войны было выпущено 3,3 тысяч самолетов этой модели. На одном из них летал известный летчик ВВС А.И. Покрышкин, на нем он одержал 10 побед, одну из которых над Ме-109Е.
Причиной прекращения выпуска самолета была названа остановка выпуска двигателей для него, но, на самом деле, военным не нравились его летно-технические характеристики на средних и малых высотах.
Много лет подряд модель МиГ-3 считалась не просто неудачно спроектированным изделием, но и потенциально опасным, непригодным к эксплуатации. Такой точки зрения придерживался конструктор-конкурент А.С. Яковлев, который всячески отвоевывал честь и достоинство своих машин, которые тоже имели свои слабые места.
Нужно учитывать, что Миг-3 создавался для выполнения конкретной цели, он не являлся универсальной машиной, но при умелом использовании был достаточно опасным устройством.
Первые месяцы войны подтвердили превосходство МиГов над Яками, в полках, на вооружении у которых находились первые, было меньше потерь личного состава и единиц боевой техники. Кроме того, в частях, в которых находились МиГи, было больше побед в воздушных боях.
МиГ-3 – высотный, одномоторный, одноместный истребитель-перехватчик, созданный в ОКБ №155 Микояна и Гуревича в годы войны. Был оборудован двигателем АМ-35А с взлетной мощностью 1350 л.с. Причиной появления модели была необходимость расширения радиуса полета. Для одномоторных моделей он должен был достигать не менее 1000 км, дополнительный запас топлива находился внутри истребителя в баках.
В целом на МиГ-3 были устранены недостатки предшественника Миг-1, но все устранить не удалось. Сохранилась большой посадочная скорость (не менее 144 км/час), на малых высотах маневренность была слабой, а радиус виража был большим. Однако при подъеме на высоту свыше 6 км истребитель по маневренности опережал многие другие машины. Для выполнения виража самолету требовалось 26-27 секунд. Несмотря на то, что вес истребителя был немалым, скорость его у земли превышала 500 км, а на высоте свыше 7 км могла доходить до 640 км/час, что делало его в тот момент мировым рекордсменом из серийных самолетов. Но основные бои чаще проходили на низких и средних высотах, где показатели маневренности Миг-3 были значительно хуже. Именно эта причина и слабое, в сравнении с другими машинами такого класса, вооружение стали основанием для того, чтобы серийный выпуск машины был остановлен в 1942 году.
Хотя МиГ-3 считался высотным самолетом, набираемый им потолок напрямую зависел от герметичности кабины. В 1940 году завод, на котором выпускался самолет, получил задание разработать герметичную кабину. За ее создание взялся инженер завода А.Ю. Щербаков. были готовы три проекта кабины, ни один из них не был реализован из-за начала войны и эвакуации завода.
Плюсом данной модели являлись ее ремонтные свойства, практически все детали были взаимозаменяемы, из нескольких поломанных машин вполне реально было собрать рабочий самолет. В момент передачи МиГ-3 на вооружение он относился к числу лучших в мире перехватчиков.
На острове Мэн в 1995 году истребитель был увековечен в серебряной монете достоинством в 25 пенсов, для ее выпуска применялся и медно-никелевый сплав.
Участие Миг-3 в военных действиях
Во время Великой Отечественной войны самолет использовали в разных вариантах.
Возможность подъема в небо до 12 км и высокая скорость на высоте свыше 5 км помогали пилотам вести успешные бои с разведчиками и бомбардировщиками армии противника.
В начале войны в армии самолетов МиГ-3 было больше, чем других истребителей, многие пилоты были переучены на них, но не все. Из-за недостаточного освоения истребителя летчиками использовать его в полной мере не могли в отличие от И-16, история которого началась в 1933 году. И-16 был небольшим, хорошо защищенным от лобовой атаки, самолетом с высокой маневренностью. Его техническое обслуживание было несложным. МиГ-3, напротив, отличался сложностью управления и низкой маневренностью на малых и средних высотах.
Известный в те времена испытатель С. П. Супрун предложил образовать два полка из летчиков, хорошо знакомых с машиной Миг-3. Многие недостатки пилотирования были в результате этого устранены, но один, довольно существенный, так и остался – на небольшой высоте самолет находился в проигрышном положении в сравнении с Яками, Лагами и немецкими истребителями. Низкая боеспособность на основных уровнях ведения боя и слабое вооружение не позволяли использовать МиГ-3 в качестве сражающейся машины, но, в то же время, использование самолета в частях ПВО было вполне оправданным, так как его преимущества в скорости и высокий потолок выделяли его среди других боевых средств. Истребитель применяли до конца войны для охраны подступов к Москве.
Несмотря на мнение о самолете как о плохо вооруженной машине, его использовали на фронтах. В 1941 году его применяли в качестве истребителя-бомбардировщика, устанавливая на его крылья по шесть - восемь РС-82 или по два ФАБ-50. Самолеты МиГ-3 являлись единственными из новых конструкций, которые уже до войны были снабжены бомбодержателями и доведенной системой сбрасывания. Оправдало себя также применение истребителя в качестве разведчика.
Плохо было то, что ни на модель Миг-1, ни на МиГ-3 невозможно было установить пушку через редуктор двигателя, такова была его конструкция. Но в целом, треть выпущенных самолетов имела на вооружении 2-3 крупнокалиберных пулемета БС и БК, кроме ШКАС, батареи РС-82 и пушки ШВАК.
В первые два года войны было выпущено 3,3 тысяч самолетов этой модели. На одном из них летал известный летчик ВВС А.И. Покрышкин, на нем он одержал 10 побед, одну из которых над Ме-109Е.
Причиной прекращения выпуска самолета была названа остановка выпуска двигателей для него, но, на самом деле, военным не нравились его летно-технические характеристики на средних и малых высотах.
Много лет подряд модель МиГ-3 считалась не просто неудачно спроектированным изделием, но и потенциально опасным, непригодным к эксплуатации. Такой точки зрения придерживался конструктор-конкурент А.С. Яковлев, который всячески отвоевывал честь и достоинство своих машин, которые тоже имели свои слабые места.
Нужно учитывать, что Миг-3 создавался для выполнения конкретной цели, он не являлся универсальной машиной, но при умелом использовании был достаточно опасным устройством.
Первые месяцы войны подтвердили превосходство МиГов над Яками, в полках, на вооружении у которых находились первые, было меньше потерь личного состава и единиц боевой техники. Кроме того, в частях, в которых находились МиГи, было больше побед в воздушных боях.
автор: gunsturu